Проектирование наружного освещения
Проектирование освещения дорог
Нормы освещения
Для дорог со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют: среднюю яркость L. общую UQ и продольную U, равномерности яркости дорожного покрытия, среднюю освещенность Eh и равномерность освещенности Uh на дорожном покрытии. Для дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетонное и др.), а также дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России (см. приложение А) или выше 66° северной широты европейской части России. Нормируют среднюю освещенность Eh и равномерность освещенности Uh на дорожном покрытии. Пороговое приращение яркости TI и коэффициент периферийного освещения SR нормируют для проезжей части дорог независимо от их геометрии и типа покрытия.
- Нормы освещения проезжей части дорог в местах пересечения между собой на всех съездах и въездах пересечений в разных уровнях, включая переходно-скоростные полосы, должны соответствовать нормам освещения для основной дороги.
- Нормы освещения проезжей части дорог в пределах транспортных развязок в разных уровнях должны соответствовать нормам освещения для основной дороги и не менее 10 лк на съездах и ответвлениях.
- При освещении транспортных развязок в разных уровнях ОП. Установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимальной силы света под углом не более 65е от вертикали. Сила света под углами 80°. 85° и 90° в рабочем положении ОП не должна превышать соответственно 50, 30 и 10 кд на 1 клм светового потока ОП. Высота расположения ОП над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м
- Нормы освещения проезжей части мостов, путепроводов и эстакад должны соответствовать нормам освещения подходящих к ним дорог.
- На участке дороги, прилегающем к железнодорожному переезду, нормы освещения должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги. В границах железнодорожного переезда нормы освещения дороги, пересекающей переезд, должны соответствовать ГОСТ Р 54984.
- Для дорог категорий I и II допускается в ночное время снижение нормы средней яркости или освещенности на 30 % и 50 % соответственно при снижении интенсивности движения транспорта соответственно до 1/3 и 1/5 максимального значения. Не допускается частичное отключение ОП при установке по одному на опоре
- С целью улучшения визуального ориентирования водителей в темное время суток рекомендуется располагать ОП вдоль дороги так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала траекторию дороги.
- При проектировании ОУ для компенсации спада освещенности в процессе эксплуатации следует вводить коэффициент эксплуатации MF. рекомендуемые значения которого при условии не менее двух чисток ОП в год составляют: При проектировании ОУ для компенсации спада освещенности в процессе эксплуатации следует вводить коэффициент эксплуатации MF. рекомендуемые значения которого при условии не менее двух чисток ОП в год составляют:
- - 0.7 — для ОП с металлогалогенными лампами
- 0,75 — для ОП с натриевыми лампами
- 0.8 — для ОП со светодиодами.
Энергетическая эффективность ОУ должна оцениваться относительной удельной мощностью Dp , определение которой приведено в приложении Б. Значение величины Dp должно быть не более 50 мВт/м2 лк независимо от категории дороги.
Подъезды к объектам дорожного и придорожного сервиса
- Для подъездов к объектам дорожного и придорожного сервиса нормируют среднюю освещенность Ёп и равномерность освещенности Uh на дорожном покрытии, значения которых указаны в таблице:
- • ОП, установленные на территориях автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к дорогам, должны иметь силу света в направлении водителя транспортных средств не более 30 кд на 1 клм светового потока ОП. Не допускается направлять прожекторы, установленные на крышах и навесах строений, в сторону проезжей части дороги.
- • Средняя освещенность на покрытии остановочных пунктов маршрутных транспортных средств (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) должна быть не менее 10 лк
- • Для освещаемых дорог средняя освещенность на дорожном покрытии территории пунктов взимания платы за проезд по платным дорогам, а также у постов транспортного и весогабаритного контроля, пограничной, таможенной, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и дорожно-патрульной службы должна быть более значения средней освещенности на проезжей части подходящих к ним дорог в 1.3 раза, а для неосвещаемых дорог — не менее 10 лк. В пунктах взимания платы за проезд, использующих бесконтактный способ оплаты, увеличение уровня освещенности не требуется.
Пешеходные переходы
Для пешеходных переходов в одном уровне с проезжей частью (наземных переходов) нормируют среднюю освещенность Eh на дорожной поверхности, значения которой должны бытье 1.3 раза больше значений средней освещенности на поверхности пересекаемой ими дороги, а для неосвещаемых дорог — не менее 10 лк. Равномерность освещенности Uh на переходе на уровне дорожного покрытия должна быть не менее 0.30.
Для повышения видимости пешеходов на наземном переходе ОП размещают перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту, направляя свет на пешехода. На дорогах с двусторонним движением ОП устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения. С целью снижения слепящего действия ОП на водителей рекомендуется использовать ОП с асимметричным сеетораспределением (кососееты), ориентируя максимум силы света в направлении перехода.
Для пешеходных переходов в разных уровнях (надземных и подземных) нормируют среднюю освещенность Eh и равномерность освещенности Uh на поверхности пола переходов, значения которых указаны в таблице
В ночном режиме, время начала и окончания которого устанавливает местная администрация, допускается снижать нормы средней освещенности путей передвижения пешеходов Eh до 10 лк. а равномерности освещенности Uh — до 0,10. 8 наземных и подземных пешеходных переходах ОП должны иметь диффузный или призматический рассеиватель или устанавливаться в потолочные ниши, обеспечивающие защитный угол не менее 15°. Для защиты от вандализма ОП должны быть в антивандальном исполнении или защищены еле* циальной конструкцией.
Пешеходные и велосипедные дорожки
На пешеходных и велосипедных дорожках нормируют среднюю освещенность Ёь и равномерность освещенности Uh , значения которых указаны в таблице
Велосипедные дорожки в зоне пересечений с дорогой должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м от пересекаемой дороги.